Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной)

Сведения Вопросы, касающиеся…
Дата рождения Вас лично Родителей Бабушек, дедушек Прабабушек и прадедушек
Место рождения и проживания
Переезд из села в город, когда
Социальное положение (сословие, род занятий, профессия, статус)
Уровень образования
Отношение к собственности (частная, общественная)
Уровень доходов (низкий, средний, высокий)
Тип семьи (патриарх, переходный, эгалитарный)
Тип общественного (формационного) устройства: царизм, советский строй, переход к рынку
Тип цивилизации (доиндустриальная, индустриальная, переход к информационной цивилизации)

Задание:Проанализируйте, какая динамика социальной структуры России произошла на примере Вашей родословной. Используйте для сравнения данные табл.2. Отметьте, какие поколения Ваших родственников жили в разных типах:

а) формационного устройства общества,

б) цивилизационного развития.

Совпадают ли Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной) по времени формационное и цивилизационное развитие России?

Проследите, как различалась жизнь Ваших родственников в разных типах формационного и цивилизационного устройства по следующим критериям: социальная миграция, статус, образование, качество жизни, тип семьи, отношение к религии, жизненные ценности.

По этим же критериям проведите самоидентификацию и сравнительную оценку своего социального положения и жизненных перспектив

Чтобы помочь Вам в проведении сравнительно-исторического анализа и самоидентификации, ниже даются методические рекомендации, которые носят тематический характер. Это позволяет использовать их одновременно в качестве Практических заданий к соответствующим темам курса.

Задание:на основе анализа родословной проследите социальную миграцию, социальную мобильность и изменения качестважизни Ваших предков. Выясните:

1. Как проходила социальная миграция Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной) поколений по горизонтали (географические перемещения, переезд из деревни в город (и наоборот}, отъезд за границу, переселения и т.д.)?

С какого поколения Ваша семья переселилась в город на постоянное место жительства?

Определите для себя, жителем какого (по счету) поколения горожан являетесь Вы сами.

2. Как изменялось качество жизни в разных поколениях? Когда им жилось лучше, когда хуже и почему?

Как изменялось благополучие семьи, уровень доходов от поколения к поколению? Как изменялись источники доходов, под влиянием каких социальных процессов в обществе? Изменилось ли Ваше благополучие по сравнению с родителями и другими предками?

Как изменялись жилищные, социально-бытовые, коммунально-хозяйственные условия проживания Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной)? Насколько улучшились Ваши условия проживания?

3. Как проходила социальная мобильность Ваших предков по вертикали (перемещения в другие социальные слои, сословия, классы, страты)?

К каким классам, сословиям, слоям, социальным группам и социальным стратам относились Ваши родные?



Определите для себя, интеллигентом какого (по счету) поколения Вы являетесь сами.

Какой род занятий использовался в качестве социального лифта для вертикального перемещения (образование, занятие политикой, работа в государственных службах, занятие бизнесом, женитьба, получение наследства, приобретение собственности и т.п.)?

Как изменялся социальный статус Ваших предков в зависимости от:

а) смены формаций;

б) смены цивилизаций?

Изменится ли Ваш статус под влиянием перемен, происходящих в Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной) обществе?

Какой социальный лифт Вы собираетесь использовать?

Тема: Семья и общество

Задание:на примере Вашей родословной проследите, как изменялся тип семьи от поколения к поколению (от патриархальной к смешанной и эгалитарной)

•Как изменялось количество детей в семье и почему?

•Как изменялась роль отца в семье?

•Как изменялось положение женщины и ребенка в семье?

•Как изменялись отношения между супругами, между родителями и детьми, между родственниками?

•Чем отличалась сельская семья от городской?

•К какому типу относится Ваша семья в настоящее время?

•Какая атмосфера взаимоотношений между супругами, родителями и детьми характерна для Вашей семьи?

•Как изменялись цели и методы воспитания в различных Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной) типах семьи?

•Какой метод воспитания применялся по отношению к вам?

•Как изменялись нравственные ценности и устои семьи в разных поколениях?

•Что осталось неизменным в Вашей семье, какие традиции передавались из поколения в поколение?

Тема: Социология образования

Задание: проследите на примере Вашей родословной динамику роста образования от поколения к поколению. В каких поколениях и кто не имели образования вообще?

•В каких поколениях имели только начальное образование?

•В каких поколениях и кто получили среднее, высшее образование?

•Чем была обусловлена потребность в получении и росте образования?

•Как это было связано с потребностями индустриальной цивилизации?

*Какие требования к Вашему образованию предъявляют современные условия перехода Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной) к рынку и информационному обществу?

•Удовлетворены ли Вы сделанным выбором будущей профессии?

•Собираетесь ли Вы после окончания университета работать по избранной специальности?

•Планируете ли Вы получить другое (или дополнительное) образование?

Тема: Социология культуры и религии. Социальные регуляторы. Нравственные ценности поколений.

Задание:на примере Вашей родословной проследите отношение к религии в разных поколениях. Какую роль играло общественное мнение (мнение родственников, соседей, ...) в регулировании поведения членов семьи? Как проводили свободное время в разных поколениях? Что, на Ваш взгляд, самое ценное и характерное для русской духовности?

Задание:как изменялись смысл и ценности жизни от поколения к поколению?

Ответить на этот вопрос непросто Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной). Ведь ценности - это жизненные ориентиры, которые ставит человек на своем пути. Это цели и средства, с помощью которых он регулирует свою жизнь, поведение в обществе и взаимоотношения с людьми. Тем не менее, Вы можете получить представление о динамике ценностей, перечисленных в табл.4, проранжировав их:

а) для себя,

б) для родителей,

в) для прародителей (бабушек, дедушек и далее),

Табл. 4


documentbahgkgv.html
documentbahgrrd.html
documentbahgzbl.html
documentbahhglt.html
documentbahhnwb.html
Документ Социальная динамика и стратификация России (на примере родословной)